Записные книжки Андрея Платонова
20-ая книжка, 1942г.
«Счастливый тип человека, м.б., такое же тяжелое состояние,
печальное, что и старый пессимизм, угрюмый тип человека,— и с
«новым» типом тоже придется бороться, как со старым».
Рассказ «Пувак»
Рассказ о чистой природе без человека.
Нищенка в тюрьме на передаче, одна нога в калоше, другая в башмаке.
Говорит, что сыну на передачу «насбирала» милостыни.
Веселый ребенок там же.
Его отца убило пробкой из квасной бочки — квас долго стоял, сильно
окреп — и давнул прочь.
«Периферией»
«Современная война как инстинктивное, стихийное, безумное по
форме, искание выхода из невозможного своего положения. Искание не
сознанием, но практикой, страданием, мукою etc...».
Крестьянин едет «ко двору» — оказалось на тот свет, домой. Жизнь
действительную, на земле, он считал постоялым неустроенным двором.
«Ко двору!»
Сторонник и проповедник «красивой жизни»,— для него эта жизнь истина
и вся философия.
Удовольствие не обучает человека.
Жизнь суть туловище.
Человек, ктр. думает, как у него борются черви внутри, как крестец
поедает лук, как идет пищеварение etc.
Не путайте себя с человечеством!
Мудрости не хватает лишь времени — вечности, и она видит все лишь в
миге кратких времен — отсюда, от недостатка вечности, долготы истории,—
недостаток мудрости.
В образовании материков играла роль «овражная», режущая, моющая роль
рек. ??
Человек — плохое существо, но странно, что он, ничтожный, вдруг
представляется значительным в своем каком-либо деянии, и тогда видишь,
что через его существо действует что-то другое, ему несоответственное,—
это похоже на мистику, но так это нужно понять и объяснить.
Тупое чувство жизни.
Рассказ «Марксистка» —
о девочке лет 7, ктр., не зная, сама догадывается о марксизме, как о
священной жизни в материальных условиях.
Два человека — один ведет через трудности, другой через легкости.
Любят только первого и обожают его по справедливости.
225
Рассказ под названием «То».
«Пагубный пример» — все с Запада (Герцен). Все тогда ссылались на
Запад, теперь на СССР — СССР стал центром мировоззрения мира.
Старость:
«Я так хочу, чтобы мои кости кто-нибудь вынул, перемыл в соленой воде
и снова сложил — так я устала, устала до самой середины своих костей».
«М.б., спасение мира в переходе с оседлого на кочевое положение».
Был учитель, был ученик нрзб.
[Очень хорошо
Старик-колхозник, разоривший свой дом и двор в пользу колхоза, и
семья его борется с «колхозными пережитками» в сознании крестьянина.]
[«Божье древо» —
листик в карцере, в каземате заключенного, листик, вынутый из штанов,
из «заначки». Он думал, что лист тот с божьего древа.]
Начало пьесы:
— На чем мы остановились?
— Да это занавес отдернули.
— Нас видят.
— А пусть, они все равно ничего не поймут, давайте продолжать и т.д.
Время физически неровное. Секунда α не равна секунде β, скажем так. =f=
Мать, рождая сына, всегда думает: не ты ли — тот? — Женщина — путь и
средство, сын ее — цель и смысл пути.
Все бывает на свете и возвращается вновь,— одно лишь время
безвозвратно.
226
«Скучно на свете без Франции».
Мне давно казалось, что в уме, таланте, силе, храбрости человека есть
что-то скверное.
Ребенок, видящий сахар, конфету во сне — и просит ее у матери.
Каждый солдат придумывает себе «веру» — для спокойствия настроения и
души: по-разному.
Встреча с самым печальным человеком мира (после войны) — «вечным
жидом».
«Дочь Яна» — все говорят про нее, что она «дочь Яна» — и дают ей ход
и блат, а кто такое «Ян» спросить неудобно, нельзя, некультурно — и
живет, живет бабенка с дружком-котом.
Рассказ «Блаженство в Мелекессе» —
«Деятель умирал» — и ему представилось решение одной не разрешенной
всю жизнь загадки.
Старуха, рассказывающая другим старухам, как пил кто-то чай с
сахаром: «Сначала она икала, все икала, а потом пить начала, а я гляжу,
я радуюсь, мне-то хоть не сладко, да страшно и удивительно — ведь я
сахар вижу».
«Все истины ограничены. Мудрость (не выходит] знает это и не выходит
за их границы. Каждая истина действительна в пределах,— взятая больше,
она ложь и заблуждение».
Сон:
Народ бьется сразу с двумя, с тремя, четырьмя чудовищами.
Местная художница, тонкий по-своему человек, Фукалова говорит:
— Так ведь тут Уфа! (т.е. безнадежный город). Здесь так презирают все
возвышенное, все прекрасное.
И это, кажется, правда. Странный город: его не любят местные жители,
над ним смеются; бестолковщина и глупость здесь обычны; за 25 лет мало
что сделано (электрический свет на окраинах; несколько больших домов в
центре — и все). Это удивительно: город
227
как враг прекрасного, ненавидимый жителями, живущими кое-как, втайне
мечтающими уехать отсюда, но умирающими здесь.
Внешне город очень красив: холмы, близость Сибири и Урала, огромный
чистый континент.
Мужество Магеллана (и др. подобных людей) создает какая-то
специфическая, личная, внутренняя фантасмагория. В этом — сущность их
личности и подвига.
Живой, это тот, на ком заживает боль. Другие — не живые (которые не
имеют боли).
Если бы мой брат Митя или Надя — через 21 год после своей смерти
вышли из могилы подростками, как они умерли, и посмотрели бы на меня:
что со мной сталось? — Я стал уродом, изувеченным, и внешне, и
внутренне.
— Андрюша, разве это ты?
— Это я: я [прошел] прожил жизнь.
Высший критик был Шекспир; он брал готовые, чужие произведения,— и,
переписывая их, показывал, как надо писать, что можно было сделать
дальше из искусства, если применить более высшую творческую силу.— Это
критика в идеальном виде!!!
Уфа:
художница и ее муж. Муж ругает ее живопись, порочит и уничтожает. Она
бегает со своими картинами, прячет их, [не живет] не знает, куда деться,
и дочка есть — псих — расплата за талант матери, за отчаяние отца.
Щенок Филька в Уфе:
один, без имущества, лежит на полу на холоде. Все, что можно сделать
в таком состоянии,— весь инструмент [д.б.] должен заключаться лишь в
собственном живом туловище: ни бумаги, ни пера!!
Рассказ украинца-шофера о фронте под Харьковым,— о том как мы
оставили Харьков. Связка гранат, поиски вина, 30 человек раненых,
отношение фронта к тылу.
«После войны» —
пьеса. Замороженных воскресают — и снова они сражаются, но их
уничтожают вновь: две смерти они переживают.
229
Уфа и поэтический город. Церковь на рынке, где дрова... избушки.
Христос как образ созданный из чистого очарования — без новаторства,
без теории, без чудес и пр.
Есть наука о пауках — анхорология что ли?
Николай Иванович в вагоне:
тюрьма — в юности; избушка, одиночество, нищета в старости,— и все.
Юность, чтоб не брыкалась, законность: высший принцип, тишина, порядок.
Очень важно
Смерть. Кладбище убитых на войне. И встает к жизни то, что должно
быть, но не свершено: творчество, работа, подвиги, любовь, вся картина
жизни несбывшейся, и что было бы. если бы она сбылась. Изображается то.
что, в сущности, убито — не одни тела. Великая картина жизни и [душ]
погибших душ и возможностей. Дается мир, каков бы он был при
деятельности погибших,— лучший мир, чем действительный: вот что погибает
на войне,— там убита возможность прогресса.
Повесть «Бегущий народ» — о беженстве. «Бегущие народы»
«Европейская классическая демократия и современные формы
диктатуры» (книга, автор неизвестен) — как может выбраться демократия
«назад» в демократию и ядовитые страшные силы диктатуры.
«Для них литература это государственное чистописание».
Вместо того, чтобы надорвать свое сердце на работе, они его надорвали
переживаниями.
Рассказ:
«Научная сессия»
Слушали доклад чл.-корр. Академии наук Лаутиняна — о движении
керосина и сопутствующих газовых эфемеридов в фитиле 7-линейной лампы.
Присутствовало: 14 душ; [и 18] съедено в буфете продуктов на 149
едоков.
231
20-аи книжка, 1942 г.
Постановили: навести справку, где приобрести один фитиль для
производства опытов.
Рассказ:
Мой знакомый, который ехал с дровами с реки Белой, башкирин: всех
считает «высшими», главными, кто говорит разные «высокие» слова,— и он,
этот башкирин, живет в мире под мистическим давлением, под испугом
этих «сил».
Вот положение: она боевая сестра милосердия на фронте, муж ее в тылу,
освобожден от фронта; она в тылу, муж ее на фронте; и эта пара сходится
«временно» — на время войны; затем возвращается с фронта сестра
милосердия (жена тылового мужа), командир (муж тыловой жены) — и —
жизнь мучительно выправляется (?)
Рассказ:
«Два окрашенных домика на краю родного города» — на
Сред-не-Московской улице.
Рассказ
«Таранка» (памяти матери); ни разу не была в театре, не ездила на
поезде.
Ребенок в детской пьесе под конец стал маленьким стариком, когда
воскрешает мать; а мать, оживши, опять возвращает ему детство.
Кирей Иванович Лошкарев. «Путешествие в человечество»
Рассказ: «Жизнь собственного сочинения»
Жизнь собственного сочинения:
человек напивается пьян до беспамятства, творит без памяти разные
дела, просыпается — ничего не помнит; другие рассказывают ему про его
прекрасные дела, а он слушает с интересом — утрач.
Мечта о государстве, где население бьет, издевается, колотит
полицию, власть и пр.— и население наслаждается.
Дочь Меньшикова, как очаровательное чудовище: маленькая ради
сохранения жизни большой, умной и подлой.
233
Чрезвычайно важно Путешествие
«Надо идти именно туда, в сверхконкретность, в "низкую"
действительность, откуда все стремятся уйти».
Адреса и телефоны
Трошин Иван Ильич — 1-ая Мещанская ул, Орлово-Давыдовский пер., д.
2/5, кв. 46 Адрес вписан в книжку М. А. Платановой.
Ермилов или Виноградская — Куйбышев, Красноармейская ул., д. 17,
тел. 19-97, 22-64
т. Эрлих («Огонек») - Д 3-39-04, В 1-36-45 (дом.)
Ильина Наталья Владимировна («Пионер») — Д 3-38-75, Д 3-30-73
(94)
Глебов — (Союз Писателей) — Д 2-14-21
т. Выборнова (Союз Советских Писателей) — Д 2-14-25
Ал-др Маркович Ясный («Угольная промышленность») — Б. Полянка,
д. 44/2, кв. 13
Т.Н. Лурье (Литературный ф-т ИФЛИ) — Е 3-46-51
Радиокомитет — Пушкинская, 4 этаж, комн. 427
Трошкин П.А.— г. Тула 6, аб. ящ. 176
Павленко — К 4-64-99
«Молодой колхозник» — К 3-91-96
«Детская литература» — К. 1-24-30
Келлер — Д 1-32-88
Игорь- Г 1-29-45
Ярцев - К 3-59-87
«Детскаялитература» — К 0-71-86
Лев Иванович — Е 1-23-07
Колтунова («Советский писатель») — К 3-37-53
Детиздат - К 2-59-50, К 3-95-64
т. Потапов (Сценарная студия) — К 7-72-54, после 3-х 12/V
Ковтунов - К 7-99-10
Шкловский (Сценарная студия) — К 7-52-62
Большинцов — К 7-53-31
Андреев Сергей Алексеевич — К 7-53-83 (дом.), вечером
Боков — К 5-04-49
Нейман, Длигач («Смена») — Д 3-31-68
Тарасов — К 1-14-33
Дарья Николаевна — Г 6-68-71
Г.Е. Чернявщук — К 3-42-84
Рыжиков С- К 3-63-69
235
|