БиографияО ПлатоновеСтатьиСценарииТворчествоУчебникиФотоархив

Записные книжки Андрея Платонова

16-ая книжка, 1937 г.

4 км за Чудовым,

6-й дом по правой стороне,

Анисим Марков.

Встреча с крестьянином в лесу. У него дочь — агроном, сын — старший слесарь etc. Но он — «против колхозов». — Это и есть колхоз! — сказали ему.

Прыжок с парашютом.

Охмуривание жен посредством (будучи пьяным) притворства больным — малярией, тифом и т.д.

В пивной спорят каменщики-кладчики: кто больше складет. Кабак на развилке Московского и Варшавского шоссе.

Шушары,

Ям-Ижоры,

Московская Славянка,

Поповка,

Саблино,

Ушаки,

Тосно.

Ночлег 24/ll

А где же София — три почтовых двора?

Тосно:

хулиганство,

рассеянность...

Из-под железных полозьев искры летят. Вера — сирота горбатая, брошенная всеми. Бег лыжников по оврагу в Ижоре.

191

Тосно — Любань — Чудово

Хромой возчик, у которого лошадь, как олень, разгребает ногами снег, она ищет прошлогоднюю траву: у него ни травинки для нее.

29 к. трудодень — потом оказалось, что это ошибка, ничего не причитается (слова счетовода) — по балансу. Что такое?

Марков Анисим из деревни под Чудовым: дай пустую (1/4) бутылку, я продам ее и хлеба куплю. Дал. Он позвал в гости, хотя сам голодный и только что откуда-то выпущен.

6 братьев — дружных, работящих богачей... Но вот были 4 брата. Те 6 братьев для себя лишь работали, и они были счастливы внутри своей семьи («На всех не напасешься»). И вот 4 брата, которые захотели «напастись на всех». А у 6 братьев — младший не мог, не хотел курить без разрешения старшего брата-«отца»: вот это интересно.

«Главспирт» в каждой, кажется, деревне, ктр. я проехал до Чудова. В одной деревне «Главспирт» открыт рядом с разрушенной церковью — нехорошо.

Дома строятся, колхозы расширяются, много ремонта, везде — новые доски.

Шоссейные дороги расчищаются наравне почти с ж.д.: через определенную небольшую дистанцию — ремонтер и дорожный мастер.

В овраге по-домашнему не выходит. Мещанство все еще бушует — повсюду здесь.

Моя скромность развратила ямщика — он пишет «заметки» путешественника.

Совхозы, свинарки, силосные башни, аптеки, школы, детишки в метель, во вьюгу идут с сумками книг.

Народ весь мой бедный и родной. Почему, чем беднее, тем добрее. Ведь это же надо кончать — приводить наоборот. Как радость от доброго, если он бедный?


Вспоминай

193

Завтра поворот — на Спасскую Полисть, на Новгород.

Какой здесь простой, доверчивый, нетребовательный, терпеливый народ — и дети тоже, как ангелы.

Гусев (в Чудове) — весовщик: «Нужно лишь копировать и копировать, больше ничего не нужно...» Семья его рассеяна, но зато всюду по свету «Фербенксы» — вагонные и товарные — «Libr'ы» etc., утешающие его. Ездит, живет где попало, не жалуется — лишь бы не выгнали с ночлега.

«Черноногая девчонка» — дочь дворника Дома крестьянина в Чудове: она и лошадей покажет куда ставить, она и сбрую спрячет, и рассудит, и посоветует, ходит с фонарем «Летучая мышь». Ей лет 11.

Дом крестьянина в Чудове!

26/11

Чудово — деревня Любино Поле (за Спасской Полистью)

Чайная в Доме крестьянина в Чудове: девочка лет 8 боль­ная раком; ее отец.

Колхоз в деревне Остров — на трудодни пока ничего не дали. Колхозников работоспособных 16—18 человек, земли 1 000 га. Люди остальные разошлись. Оставшиеся живут работой на Лесопункте (Леспромхоз). Задерживают зарплату с декабря 1936 г., некоторые не получали зарплаты еще за май 1936 г.

Работа вдобавок солнцу: урожай сам-3, сам-4 (ячмень, пшеница); здесь считается этот урожай средним. И при среднем ничего не пришлось на т/д. Говорят, что все отдано МТС, государству и по другим непременнным расходам. Один колхозник предлагал вместо МТС (по их району) станцию лошадной пахоты: сена достаточно, работа лошадям есть и зимой — лесоразработки, транспорт, навоз вывозить, кое-где торф. В прошлом году не вывезено по одному небольшому колхозу несколько тыс. пу-дов навоза: лошади были, не было людей; люди ушли на заработки, потому что не хватает пока средств, а средств нет потому, что МТС (по мнению этого крестьянина) дорога: керо-

195


син, дескать, дальний, земля неподходяща и т.д. Я не могу еще разобраться в этом.

Глухонемая женщина в Острове: понимает все в жизни, верная сторонница советской власти и колхозов — редкое существо человека по чистоте характера и разуму.

Ее брат — больной душой, уязвленный псих, болезнью особого рода.

Спасская Полисть.

Любино Поле. Дети в 5—10 лет плетут лапти из лыка. Ко-оператив платит 1 р. за пару. В школу ходят не все, за отсутствием одежи-обужи.

На стене в избе картина: «Девушка [Эпохи] высшего общества эпохи Возрождения» — Менцлера.

Народ — святой и чистый — почти сплошь. Деревянные избы с жильем на «втором этаже».

Во всех почти избах постояльцы, пришедшие на заработки из других колхозов, и еще какие-то люди, живущие иногда по 1—2 го­да. Это, чаще, женщины, живущие у родственников. Можно лишь догадаться, кто это такие.

Дети усердно плетут лапти, потом тщательно делают уроки. Девочка в Любино Поле.

Лошади задохлись вдребезги. Снег — в 1 метр. Стали на ночлег.

Трехугольник, счищающий снег.

Липовые леса для лаптей.

Раньше спичечные коробки делали — по 8 тыс. в день.

Брак — это не кровать, а сидят рядом муж и жена, плетут лапти на продажу день и ночь и рассказывают друг другу сказки, воспоминания, истории.

Отчего так мало здесь садов и малинников. У одного есть малинник — 10 т.н. год, доход.

В шубе — не косец,

В штанах — не ебец,

В рукавицах — не работник.

Туманная вьюга прошла, открылось синее светлое небо — как окно или дверь в святой просторный мир.

Подберезье — Новгород.

Я заболел.

Очень важно

Образ человека-крестьянина, который недоволен из боязни потерять все более легчающую, все более достаточную жизнь,— это психическое торможение, особого рода самозащита на предмет опасности.

День выдачи зарплаты в Заготпункте — в Любино Поле: 200— 300—500 р., есть и пьянство, но это (зарплата) большое довольство.

Стоят деревянные деревни в деревянных лесах.

Старые люди — лучшие сторонники и деятели колхозов: вспоминай Любино Поле, веселую, гуторливую старуху, как она в старое время по 10 тыс. штук спичечных коробок в день клеила и думала умереть на коробках.

Спасская Полисть — маленькое село.

Девочка-ученица Нина в доме ночлега: лапти плетет, уроки учит, краюшку хлеба в школу берет, на меня все смотрела непонимающими опечаленными и любопытными глазами.

Костлявая земля.

Беременная цыганка в Новгороде, гадавшая мне: «Против тебя казенный король, но он тебя скоро узнает хорошо, человек ты знаменитый, и в этом году получишь свое дело, тебя любят Маруся и Нюра. а вредят тебе друзья на букву В и Г. Но ты никого не боишь-

197

ся, ты человек рисковый и твое слово любят,— и ты любишь рюмочку».

Она не беременная, чего-то пришила к пузу. Но не она по мне гадала, а я по ней.

Собор Софии — Премудрости Божьей в Новгороде.

В гробу, в храме лежат останки шведской принцессы «Ингель-ды» (?), «Ингриды», жены Ярослава (?), умершей в 1050 г.! Боже мой!

Когда-то в Софии хранились драгоценности тогдашнего русского народа. Татары не могли достигнуть богатства из-за лесов, болот, дальности Новгорода.

Базар. Крестьяне-колхозники в чайной Дома крестьянина.

Поборник гигиены и культурности в новгородском Доме крестьянина: показывает, как надо открывать крышку унитаза и закрывать ее («народ ведь такой некультурный!») и т.д. Всеобщий гнусный образ.

Явился человек в валенках из кислой шерсти и спросил меня:

— Ты не тот ли святой? Я ему.

—Нет.

Он:

— А похож... Дай мне рублик на хлеб...

Советская власть за солнце и дожди не отвечает, она действует снизу.

Новгород — Бронница — Зайцеве.

Ночевка. Липовая Гора — хозяйка слепая

старуха побирушка,

собирает в Крестцах.

бывший ссыльный портной.

До того:

Бронница — фарфоровый старый завод. Красные Станки — леспромхоз очень крупный.

198

198


деревня Всячина.

Великие леса,

освещенные солнцем,

великая страна наша добрая.

Пришли слепые: 39 лет женщина и мужчина лет 40—45, с усами Вильгельма, хриплый голос, матершинник, нетерпеливый, выгнал из-за стола человека, слепец-диктатор. Страшно.

Он живет со слепой, а у нее от прежнего мужа, зарезанного в драке, очаровательная девочка 8 лет Катя — с большими глазами, в которых однако есть нечто от болезни: она тоже ослепнет позже.

Дедушка

(дочь слепая, внучка Катя)

Где деда:

слепой деспот.

И ее миловидное обличье имело жеманность, хотя она и не помнила белого света (ослепла 14 лет от рождения).

В этой семье слепой ведет и слепых — милых и зрячих детей и стариков.

Старик — человечество.

Ее зовут (слепую) Евгения Егоровна.

Утро. Рассвет. Старик чистит картошки сидит. По тракту изредка идут автомобили.

Нужно устроить дело призрения в колхозах. Нужно в уро-жайные годы создавать резервы помощи больным, старым и несчастным. Это великая задача.

Звезды над темным лесом и белой, снежной землей.

Катя, вставая:

— Ну, долежались до белого дня! (Было 51/2 часов утра, еле брезжило.)

199


Слепой спит, обняв кошку, всю ночь. Утром ласкает цыпленка, живущего под загнеткой; он пищит от одиночества без слепого.

Липовая гора - Крестцы — Киселевка.

Прощание со слепыми. Сахар в подарок. Дорога. Конец хвойных лесов, смешанные. Валообразная, холмистая земля. Озера, реки учащаются. Иногда работают установки.

Крестцы. Постоялый двор. Колхозник — погорелец. Жена и трое детей оставлены дома. Он на заработках. Обед его со мной.

Прощание с ним.

За Крестцами. Бывшая тюрьма в Крестцах, занятая с.х. машинами, курсами.

Увалы.

Ночлег в Киселевке. Богатый колхоз «Объездное»: три соединенные маленькие деревни. Богатый трудодень, до 1 кг зерна натурой. Объяснение: дружность, усердие в работе, у всех по 1 личной корове, у всех единоличные огороды (это как резервы), обновлен весь инвентарь колхоза, выкопана вся картошка, собрано все сено и т.д. Своя фабрика (токарная по дереву, 6 станков, идет водой, делает «пеналы» — цилиндрики из дерева, вероятно, для нужд санитарии, обороны и т.д.). Эта фабрика, как побочный промысел, создает чрезвычайно устойчивый бюджет колхозу. Фаб-рику они думают расширять. В соседних колхозах есть невыкопанная картошка, не обработаны личные огороды, должны много банку и т.д. Этот же колхоз два года уже живет с активным сальдо на балансе.

В Крестцах на постоялом дворе. Молодая женщина, 3 детей, муж осужден на 4 года за убийство. Она приехала в очередь за мануфактурой.

Хозяйка-старуха ночлега. Раскосая. Видит сразу две стороны, кто сколько берет сахару, кто сколько ест. Изо рта смрад скаредности, два зуба.

В районе Крестцов «строчки гонят» — вышивают по полотну.

Старик-колхозник говорит, что нравственность в деревне ослабела, от этого одно из наибольших зол и тормозов для развития колхозов.

200


Многие колхозники (Киселевка и др.) кормятся весь год хлебом с усадебной земли, отсюда же и овощ и пр., а трудодни идут, по существу, на зажиточность, на обзаведение дома и т.д.

Крестцы, Валдай, прочие — пустые городки, еще нет настоящего занятия людям, нет промышленности.

Почему колхозы не занимаются рыбным хозяйством, рыболовством — в этой стране озер,— почему этим занимается только трест, «треск» — как говорят крестьяне.

Земля отощала: много лет не хватало навоза. Теперь надо наверстывать.

Валдай:

«Межрайонная база по прокату театрального имущества».

в Валдае

В хороший ресторан приходят нищие, топчутся, волнуются, им говорят: «Садитесь на место, вас обслуживают». Они пришли обедать из-за хлеба, только.

Женщины тяжелого поведения.

Киселевка — Яжелбицы — Валдай — Едрово.

Яжелбицы — большое село в нижней долине. Затем Валдай — городок. Почта. На почте человек-чинов-ник, выжимающий из себя всю энергию до последней домашней

картошки.

После Валдая — долгие леса без деревень (в противоположность тому, что было до Валдая).

И Едрово — большое село. Станция ж.д. Кабачок. Ночлег у мелкого чиновника прошлого века, высланного, по-моему, из Ленинграда.

Мальчик трогает снег и говорит: когда ж ты растаешь, чтоб хлебу было тепло вырастать!

Едрово — Хотилово.

201

Облака на чистом, голубом небе, как перья, остатки крыльев исчезнувших, улетевших птиц.

От Едрово до Хотилово много заколоченных изб.

Новостройки сосут из колхозов рабсилу.

Точные (сверхточные) часы суть единым, одновременным радиоимпульсом толкаемые из точек точности (напр., обсерватории времени или мер и веса).

Вот схема:

схема 

Лен, по мнению некоторых колхозников Хотилово, мешает их изобилию. Если б меньше льна, а больше хлеба, то трудодень бы вырос и само время сева, уборки распределилось бы выгодней: а то, когда нужно хлебом заниматься, нужно льном.

В соседнем колхозе льна мало, так там трудодень обошелся в 4 кг, а тут 1 кг. Так они объясняют. Земля в обоих колхозах одинакова, размер колхозов тоже приблизительно одинаков.

Наш хозяин (на ночлеге) 4 года беспрерывно на одной и той же лошади возит навоз со скотного двора без выходных. Лошадь, отпряженная, идет сама в общую конюшню — за 1 км по селу. Она прикрепленная к одному человеку, к нему.

«Для животного ничего нельзя жалеть!»

Он умом своим был недовольный. (Полоумный)

Серп применять на уборке нипочем, принципиально не разрешается. Но есть такие поля, где «серебряная» рожь (200—300 п/га) наполовину осыпается, когда ее косят косами. Именно серп, увеличив несколько рабсилу, сбережет десятки пудов зерна на гектарах. Ведь в Хотилове, благодаря запрещению серпов, рожь сыпалась градом на землю.

«Советская власть знает, как телят поить»,— говорит молодая колхозница старой.

203

Сейчас предприятие заключает договор с колхозом и платит зарплату колхозу из расчета: 20—50% колхозу, остальные работавшему колхознику. Но предприятие задерживает выплату колхозу, а кол­хоз, получив деньги, задерживает колхознику — две задерживающие инстанции. Это не нужно. Нужно, чтобы предприятие выплачивало деньги непосредственно колхознику (его долю) и колхозу (его долю).

Трудодни отменить. Это дополнительная розница, разрыв между городом и деревней, промышленностью и колхозом. Нужна зарплата ежемесячная (натурой лишь при желании колхозников, деньгами, как правило). Все равно ведь существуют авансы и пр. выдачи — скрытые формы зарплаты. И колхозникам трудно жить в быту, получая зарплату как бы раз в году. Это же обстоятельство рассасывает рабсилу в колхозах — на промышленность и пр.

А в некоторых колхозах есть подсобные промышленные предприятия, создающие хорошие условия для регулирования (равномерного) годового равномерного расхода.

Нет еще заботы в колхозах о быте колхозников, о его доме. Шура — ученица педагогического техникума в Бологом.

Пьянство денатуратом и пр.

Нужно в десять раз усилить культуру сердца и ума.

Добро в человеке живет еще по инерции. Но надо уже добавлять его теперь же, а то иссякнет. В молодежи оно (добро) от молодости, а не от благоприобретенных запасов.

Уменьшить поскорее давление нужды о хлебе насущном. Это съедает человека, хотя и делает его каким-то фатально-спокойно-кротким.

6/III

Хотилово — Вышний Волочек — Дворики

(50 км не доезжая до Торжка)

В колхозы (все виденные мною) дают сейчас все, что они не потребуют: семена, ссуду (деньги), машины, запасные части, племенной скот, удобрения, продовольственную ссуду (если — она потребовалась) и т.д.

Сын и отец в Хотилове: отец — кроткий, а сын рвет и мечет. Что отец ни начнет говорить, сын подымает то на смех: «Замолчи, отец, ты ничего не понимаешь: какая там железная дорога, там шоссейная будет» — и т.д.

А мать боится и покоит, балует сына.

В путешествии мы всегда «варили топор» — по-солдатски, почти с неизменным успехом.

Почему за Новгородом к Вышнему Волочку есть заколоченные избы?

В колхозах есть «дорогие» работы и есть «дешевые». Это указывает на неправильные нормы выработки и приносит большой вред, т.к. и «дешевые» работы необходимы и обуславливают весь успех колхоза.

Девушки ходят по деревне и песни поют, они останавливаются около избы и поют:

— Полюшка Ванюшку любит,— или наоборот:

— Не любит, не любит.

Так розыгрыш и сплетня, личное делается общим.

Хозяйка ночлега — дочь алкоголических родителей и прародителей.

Дворики — Выдропужск — Торжок — Думново

Нктр. и единоличники и колхозники вдруг садятся на печку и ничего не делают по нескольку дней, и бабы их оттуда сгоняют чаплями, но до времени — безуспешно.

Сверчки по зимам перебираются в избы и поют, как летом,— во вьюги.

«Лошади ваши просторные».

По мнению хороших колхозников — люди разленились: пусть, дескать, все валится и сыплется... «Мужики на одном табаке разоряют колхоз».

206

Как пердел старик в Думнове — вся изба проснулась, бабка перекрестилась.

В колхозе никому не пыльно живется. Думново — Медное — Тверь

Измерение труда:

— А он тяжести что ль подымает? (сказала старуха, узнав, что человек получает 20 р. в день).

Старикам в колхозах нравится еще и потому, что им физически гораздо легче, чем если бы они были единоличниками.

Торжок, торговые ряды, старое торжище...

Названия статей в стенгазете: «Некрасивый поступок», «Нечестно», «Не вполне нормально»...

Дом крестьянина в Калинине — «регистратура», вечером и ночью ночлежка, любовь бродяг и нищих, милиционер вяло выпроваживает народ, но и милиционер тронут обилием бесприютного народа.

Бледный парень, устраивающий товарища на ночлег и не могущий устроить товарища у родителей, расстроенный и разбитый.

Тверь — Городня

Ночлег. Заключенные. Уход с ночлега из-за шибздика хозяина — уход от погорельцев. Новый ночлег.

Николай и Василий — два брата, святые, добрые и беспомощные. Их сестра. Грузин — заключенный. Начальник финчасти и отношение к нему, как к ученому.

Печь была холодная, и мои чулки хозяйка спрятала сушиться себе под подушку.

Заика в Городне.

О сердце, сокровище моего горя!

207


Городня — Клин Ночлег у мещанина. Вокзал. Паровозы.

Клин — Черная Грязь

Плотники. Председатель сельсовета.

Хозяин-сапожник. Память о Пушкине.

Председатель просит у района денег на памятник в Черной Грязи.

Черная грязь — Москва

Все. Прощай, дорога!

Всякий человек доступен и «победим».

Бабы в одной деревне — нерожающие сплошь, после того, как надорвались на полевых работах без мужиков в 1914—17 гг.

Моя жизнь напрасно прошла: муж, свекровь.

Есть отвыкли еще в 1921 году, да так и не привыкли: мало едят.

208

Полезные ссылкиГалерея русских писателейБиблиографияЗаписные книжки

 

RWS © 2004

Сайт создан в системе uCoz